ФГУП отвечающий за выпуск почтовых марок в РОССИИ.
Марок хватит ИТЦ "Марка" конкурирует с Интернетом, выпуская необычные серии
Давно прошли те времена, когда марки - и советские и зарубежные,
продавались в любом киоске. Филателия однако, существует и по сей день,
не взирая на отсутствие марок в широкой продаже и на появление
электронной почты, все активнее конкурирующей с почтой обычной.
Кто сегодня издает марки? Кто решает, что именно издавать? Об этом в
интервью журналу "Водяной знак" рассказывает Борис МУСИХИН, первый
заместитель генерального директора, главный редактор
издательско-торгового центра "Марка".
Кстати, сам Борис Владимирович марок не собирает. Сотрудникам ИТЦ
"Марка" не рекомендуется быть страстными филателистами - отношение к
маркам должно быть строго объективным. Но и не собирая марки, Мусихин
знает о них все. Или - почти все.
- Почтовые марки, то есть знаки почтовой оплаты, издает сегодня ИТЦ
"Марка", будучи "инструментом" Министерства Российской Федерации по
связи и информатизации. Сегодня это непростое дело. Не только в России,
но и во всем мире проявляется спад интереса к коллекционированию
почтовых марок. Появление компьютеров, сети Интернет, компьютерных игр
отвлекло новое поколение от кляссеров и каталогов.
Но сегодня период стагнации филателии уже позади, полностью интерес не
угас, и сейчас ряды филателистов снова пополнились - и в России, и в
Западной Европе увеличивается интерес к собиранию марок. Несколько лет
назад была естественная активизация на Юго-Восточном рынке, но сейчас
он стабилизируется.
В соответствии с ситуацией на филателистическом рынке изменилась и
структура, ответственная за производство знаков почтовой оплаты. В
Советском Союзе до 1987 г. была организация, издающая марки, и
Центральное филателистическое агентство, которое обеспечивало
абонементодержателей почтовых марок и всю торговую сеть. Сегодня ИТЦ
"Марка" занимается и изданием, и распространением марок, при участии
дилеров.
Существует тематический план почтовых эмиссий, который мы с помощью
Московской Печатной фабрики "Гознака" претворяем в жизнь. После того,
как марки отпечатаны, мы рассылаем их по всем почтовым отделениям и
дилерам.
- Кто и как определяет тематику этого плана? Кто решает, какие марки будут изданы?
- Мы являемся государственным федеральным унитарным предприятием, и
согласно уставу мы разрабатываем проекты тематических планов, работаем
с художниками, разрабатываем рисунки почтовых марок, определяем тиражи.
- А кто разрабатывает "художественную" составляющую плана?
- Каждый из нас имеет свои симпатии и антипатии. Поэтому чтобы в
создании тематического плана не проявлялась вкусовщина, при
Министерстве связи России существует комиссия, которую возглавляет
первый заместитель министра связи Александр Киселев. В комиссию входят
филателисты, историки, ученые и представители ИТЦ "Марка".
Комиссия рассматривает предложенный нами проект плана, и могу сказать,
что большинство предложений (около 85 %) проходит утверждение на
комиссии.
Некоторая сложность работы над тематическим планом заключается в
том, что он составляется за полтора года до фактического выпуска марок.
Поэтому иногда трудно бывает прогнозировать, какое событие будет иметь
действительно важное значение. Но и здесь, как правило, мы попадаем в
точку - сотрудники у нас опытные, замечательные, проколов не случается.
В тематическом же плане отражается,какому событию будет посвящен
выпуск марки или серии марок. Например, сейчас мы работаем над
выпуском, посвященным Екатерине Второй. Это слишком яркая фигура, чтобы
отразить ее роль в истории в одной марке. Поэтому мы готовим серию из 4
марок. Готовим серию, посвященную Олимпийским играм, победе в Великой
отечественной войне, столетию героической обороны Порта-Артура.
Кроме того, согласно Положению о государственных знаках почтовой
оплаты мы имеем ограничения по количеству выпускаемых марок. В год мы
можем выпустить около 50-60 марок. Поэтому всякий раз приходится
"выкраивать", чтобы отразить на марках все, что нужно. Популярная
тематика - флора и фауна, - ее собирают очень многие филателисты.
Десяток марок приходится отдавать этой теме. При таком "раскрое"
приходится сравнивать и оценивать важность и значимость фигур и
явлений, которым следует отдать предпочтение.
Каждый тематический план мы стараемся делать полифоничным. Чтобы
филателисты разных направлений могли найти в нем интересующие их темы.
Достаточно часто мы выпускаем марки вместе с другими странами -
только что мы выпустили в почтовое обращение совместные марки с
Ираном,сейчас идет работа над марками совместно с Германией. В таком
случае марки имеют идентичный рисунок для одной и другой страны. Такие
совместные проекты осуществлены уже с 15 странами.
- Как происходит творческая работа над маркой?
- К работе практически над всеми сериями мы приглашаем
специалистов-консультантов. Если мы рисуем животных, консультантом
выступает зоолог, если космос - то космонавт. Несмотря на то, что
подготовка всегда ведется тщательно, опираясь только на фотографии и
видеосюжеты, художник может упустить какую-то деталь. Это, конечно, не
означает, что консультант делит ответственность с издателем. Тем не
менее, на моей памяти, - а я работаю уже 17 лет, - ошибок с точки
зрения художественного изображения на почтовых марках не было.
- История филателии знает таких знаменитых художников как Заррин, Дубасов: Кто рисует марки сегодня?
- И сегодня есть достойные имена, яркие личности. Юрий Николаевич
Арцыменев - художник старшего поколения, работает активно и интересно,
умеет подчас найти удивительное яркое и неожиданное изобразительное
решение сложной темы. Недавно отметили 70-летие Леонида Михайловича
Зайцева. Он, подходя к решению темы, пропадает в библиотеках. Читает
много книг, докапывается до сути, и подчас, консультируясь с учеными,
ставит в тупик своими вопросами.
Из художников среднего поколения я бы отметил Бориса Семеновича
Илюхина - это тоже очень талантливый, беспокойный, ищущий художник,
ученик художника по маркам Петра Эмильевича Бенделя. Борису Семеновичу
больше удаются портреты. Талантливый художник Александр Жаров - именно
он работал над серией, посвященной трехсотлетию Петербурга. Особо хотел
бы отметить нашего главного художника - Керносова Александра
Владимировича, человека широкой души и очень талантливого. Он работает
активно и ярко, скрупулезно вникая в тему над которой работает.
Появляются интересные имена среди молодых художников, но их боюсь
перехвалить. У молодежи пока не хватает усердия - так глубоко в тему
как старики, они не входят:
- Сегодня марки делаются по старинке, или - как и все остальное - на компьютере?
- И так, и так. Хотя мне ближе марки, которые нарисованы рукой
художника. От компьютерных веет холодком, а марки <ручной работы>
- более теплые. Хотя есть, конечно, прекрасные специалисты, которые
делают замечательные прекрасные "машинные" марки. Тем не менее, их
всегда можно отличить от "ручных" - и наши, и зарубежные. В качестве
инструмента для создания почтовых марок, компьютер, думаю,
бесперспективен, кисть художника работает тоньше.
- Большой ажиотаж вызвали выпущенные недавно круглые марки с запахом. Что подвинуло вас выпустить такие необычные марки?
- Нам предложили технологию, в соответствии с которой можно
выпустить марки с запахом. Подобные марки выпускались уже за границей.
Например, в Швейцарии выпускались марки, лизнув которые, можно было
ощутить вкус швейцарского шоколада.
Вкусов нам пока не предлагали, а вот ряд запахов был очень широк -
от фруктово-цветочных до, простите, запаха "мочи козла" и запаха старых
ботинок. Идея нам понравилась. Мы выбрали фруктово-ягодный ряд и
провели исследование. После того, как узнаваемость запахов стала почти
100%, выпустили серию "Дары природы" с изображениями и запахами яблока,
груши, ананаса, дыни и земляники. Партнеры гарантируют, что запах будет
держаться не менее 2-3 лет. Однако помещать на один лист альбома или
кляссера марки не стоит - запахи могут смешаться.
Что касается круглой формы марки, то мы не изобретали велосипеда - такая форма уже применялась в филателии.
- На эти марки есть повышенный спрос?
- Да. И очень большой. Хотя это не первая необычная серия. До этого
мы делали серию, посвященную завоеванию нашей сборной по теннису кубка
Дэвиса. На полях блока мы использовали натуральный грунт с того корта,
где была одержана победа. Эта серия вызвала интерес, но такого ажиотажа
как с круглыми марками не было.
- Какие еще необычные марки были выпущены за последнее время?
- Мы сделали уникальную серию "Государственные символы российской
федерации" - герб, флаг, гимн. Там использован тончайший конгрев и,
кроме того, 24-каратное золото в изображении государственного герба.
Сделали серию марок, посвященных каретам, тоже с использование золота.
Очень интересной, на мой взгляд, получилась серия марок, посвященная
монастырям Русской Православной церкви.
В марте следующего года выйдет уникальная серия из 12 марок -
"Знаки зодиака". При изготовлении этих марок применен очень тонкий
трехуровневый конгрев, частичная лакировка и препрессовка алюминиевой
фольгой. Надеемся, что это будет интересно.
- Раньше марки можно было купить в любом киоске "Союзпечати".
Сейчас они есть далеко не в каждом почтовом отделении. Как обстоит дело
с пропагандой почтовой марки, с ее распространением?
- Нам тоже жаль, что рухнула система "Союзпечати", что "Роспечать" не
хочет заниматься марками. Это товар тонкий, деликатный, требующий
бережного хранения и обращения, а цена на марки не так уж и велика,
чтобы прибыль была ощутимой.
Мы стараемся как можно больше марок продавать через почтовые отделения. Знаем, что это не всегда удается, но работаем.
Продолжает действовать система заказа и доставки марок по почте. В
Москве проблема практически решена - здесь работают два магазина,
открытых ИТЦ "Марка" - на Ленинском проспекте и на проспекте Мира, и
там все время есть покупатели.
Для филателистов мы выпускаем журналы "Филателия" и "Марка".
"Филателия" - журнал более специальный, для коллекционеров, а "Марка" -
познавательный, в нем рассказывается не только о марках, но и
художественно-историческом контексте выпускаемых марок.
- Какое место российские марки занимают на мировом рынке?
- Мы входим в первую тридцатку международного рейтинга. В 1994 году
мы сделали серию "Географические открытия русских моряков". Одна из
марок этой серии заняла третье место в мире на международном конкурсе -
за полиграфическое исполнение, за раскрытие темы и за художественное
мастерство.
Может ли заказать марку частное лицо?
- Нет. Однако на Западе марки иногда выпускают с чистым купоном, на
которую может быть нанесено изображение, заснятое цифровой камерой.
Чаще всего это портреты.
Необходимо помнить, что выпуск марок - дело государственной
значимости и никакое вмешательство частных лиц здесь недопустимо.
Также, как при выпуске денег.
- Есть ли у марок перспектива? Или в эпоху электронной почты марки доживают последние дни?
- По одному из западных исследований, каждое обращение в Интернет
сегодня вызывает за собой посылку трех-четырех бумажных писем. Так что
хоронить марки пока не будем.
Конечно, можно отказаться от почтовых марок, и некоторые страны уже
пытаются это сделать, заменяя их штрих-кодами. Но тем самым мы теряем
живую прелесть, заложенную в художественной природе марки, теряем
культурный пласт, упускаем возможность вызвать интерес к своему
государству посредством марки.