StampKeeper
Пятница, 2024-03-29, 6:02 PM
| RSS
Главная Статьи
Меню сайта
Категории раздела
Начинающим филателистам [17]
Начинающим филателистам
Филaтелия как искусство [14]
Филaтелия как искусство
Филателия и бизнес [15]
Филателия и бизнес
История мировой почты [22]
Здесь находятся статьи, посвященные мировой почте, ее развитию и важным историческим вехам в развитии почтового и марочного дела
История русской почты [21]
Все про русскую почту, про ее развитие, важнейшие события от первой русской марки до наших дней
Филателия в лицах [21]
Аферы и фальсификации [10]
Знаменитые марки [24]
Общее [20]
Наш опрос
Материалы о чем Вы бы хотели чаще видеть на сайте?
Всего ответов: 238
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История русской почты

Гатчинская филателия
Почтовая контора в Гатчине была основана 9 января 1800г., согласно указу Павла I от 7 ноября 1799 г., и первоначально располагалась во дворце. В том же году из Колпина переведена в Гатчину почтовая станция.

К этому моменту почтовая марка была ещё не изобретена, но почтовая корреспонденция в России уже клеймилась специальными почтовыми штемпелями с названием города, что доказывало правильно произведённую оплату за пересылку и указывало место отправления. Российские домарочные штемпеля имели различную форму, т.к. они изготавливались на месте. Почтовых ящиков также ещё не существовало и, чтобы отправить письмо или пакет, надо явиться в контору и сдать их приёмщику. Приёмщик писем взвешивал корреспонденцию, регистрировал в специальной книге, взыскивал деньги и только после этого ставил вышеуказанный штемпель (рис.1). Почтовая контора определяла стоимость доставки почтового отправления в зависимости от веса, расстояния, степени срочности доставки и способа доставки.

Штемпеля только с наименованием города употреблялись до введения в 1820г. календарных (со сменной датой отправления и прибытия), но в почтовых отделениях небольших городов старые штемпеля продолжали использоваться значительно дольше. В Гатчине продолжал использоваться штемпель 2-го типа с наименованием города, под которым приёмщиком от руки вписывалась дата отправления (рис.2). Но с 1830-х годов и в Гатчине появляется календарный штемпель (рис.3, рис 4.).

Домарочный почтовый штемпель города Гатчины. Рис.1

Домарочный почтовый штемпель города Гатчины. Рис.2

Домарочный почтовый штемпель города Гатчины. Рис.3

Домарочный почтовый штемпель города Гатчины. Рис.4

домарочные почтовые штемпеля города Гатчины


В декабре 1857 года в России появилась почтовая марка, но домарочные штемпеля продолжали использоваться. Гашение марки первоначально производилось крестообразным перечеркиванием их чернилами (циркуляр Главного управления почт № 3 от 10.12.1857г.), а позднее - Первый штемпель для гашения почтовой марки домарочными штемпелями, которые можно рассматривать как штемпеля аннулирования почтовой марки (циркуляр № 138 от 26.02.1858г.). С лета 1858г. в России стали использовать в качестве штемпелей аннулирования (гашения) - номерные почтовые штемпеля различной геометрической формы, которая обозначала тип почтового отделения (губернский, уездный и т.д.). Гатчинская почтовая контора, на правах уездной, получила штемпель прямоугольной формы (19?15 мм) с цифрой 1.

Использование немых штемпелей (по России - более 2000 номеров) уже в 1863 году было прекращено, т.к. усложнило работу сортировщиков писем, вынужденных применять два штемпеля: клеймения и гашения. Были введены дошедшие до наших дней круглые штемпеля с указанием места и даты отправления или прибытия (в некоторых почтовых отделениях круглый штемпель использовался и в домарочный, но это не было повсеместно). За период до 1917 г. содержание гатчинского почтового штемпеля менялось и соответствовала трём периодам русских российских календарных штемпелей:

штемпель с датой в три строки

штемпель с датой в три строки

штемпель с крестообразно расположенной датой с 1880г.

штемпеля с датой в три строки (ГАТЧИНА, ГАТЧИНО)

штемпеля с крестообразно расположенной
датой с 1880г. (ГАТЧИНА СПБУРГ.Г)

штемпеля с датой в одну строку с 1903г. – 7 разных типов:
 

штемпель с датой в одну строку с 1903г.

штемпель с датой в одну строку с 1903г.

штемпель с датой в одну строку с 1903г.

штемпель с датой в одну строку с 1903г.

штемпеля с датой в одну строку с 1903г. (ГАТЧИНО СПБ г. ; ГАТЧИНО СПБ, ГАТЧИНО, ГАТЧИНА СПБ г.)

 

штемпель с датой в одну строку с 1903г.

штемпель с датой в одну строку с 1903г.

штемпель с датой в одну строку с 1903г.

штемпеля с датой в одну строку с 1903г. (ГАТЧИНА СПБ, ГАТЧИНА СПБ ГОР.П.ОТД., ГАТЧИНА)


Нововведения действовали с временной задержкой, т.к. в официальных документах специально оговаривалось, что новые штемпеля изготавливались по мере того, как старые будут приходить в негодность.

Почтовые тарифы на пересылку корреспонденции за период с 1807г. по 1917г. изменялись 25 раз. Например, в 1843г. была введена единообразная такса. Оплата письма перестала зависеть от расстояния, был оставлен только весовой тариф: 10 копеек за лот веса (лот – старая русская мера веса равная 1/32 фунта, или 12.791 г). Первые три русские почтовые марки номиналом в 10, 20, 30 копеек и отражали оплату пересылки письма весом соответственно до 1-го, 2-х, 3-х лот. Такое положение существовало до 1878г., когда Россия вступила во Всемирный почтовый союз, который ввёл одинаковую оплату услуг почты для стран-участниц союза. С 1879г. тариф был снижен: для конвертов - до 7 копеек, для открытых писем – не более 4 копеек в зависимости от расстояния.

В 1885 г. было произведено слияние почтового и телеграфного департаментов в одно учреждение под названием Главное управление почт и телеграфов, а почтовые конторы преобразованы в почтово-телеграфные шести классов. Также была произведена замена почтового герба на всех знаках почтовой оплаты на почтово-телеграфный (герб России с расположенными под ним перекрещивающимися рожками и телеграфными стрелками).

К разнообразию штемпелей следует добавить и разнообразие почтовых марок, которые можно встретить на письмах, открытках, посылках и др. Услуги почты становились более разнообразными: простое, заказное, денежное, с доставкой, с уведомлением и др. отправления, что и вызывало необходимость выпуска марок различных номиналов.

доплатной штемпель С появлением почтовых ящиков в 1848г. стали возникать ситуации неправильно оплаченных почтовых отправлений. Первоначально такая корреспонденция оставалась в почтовом отделении, а отправитель разыскивался с целью получения доплаты, позднее такие отправления отсылались, и уже получателю приходилось оплачивать их по двойному тарифу. Для этого появились специальные доплатные штемпеля.

Существовали также штампы для почтовых служебных отметок.

редкая марка номиналом в 30 копеек Подводя итог общероссийской части обзора можно отметить, что такое собрание, сочетающее разнообразие почтовых штемпелей и марок и отражающее столетний период, на любой российской филателистической выставке было бы в числе лидеров. Особенно, если усилить редкими русскими марками, погашенными штемпелем гатчинской почтовой конторы

В начале XX века Гатчину обслуживала почтово-телеграфная контора III класса. По штатному расписанию на 1908 г. в ней работало 35 человек: начальник конторы - чиновник VII класса с жалованьем 800 рублей и доплатой 400 рублей столовых в год, помощник начальника - чиновник VIII класса (жалованье – 600 рублей, столовые – 300 рублей. в год), почтово-телеграфные чиновники: III разряда (чиновник IX класса, получавший соответственно 500 и 200 рублей в год), IV разряда (2 чиновника IX класса, 400 и 200 руб.), V разряда (2 чиновника X класса, 360 и 90 руб.), VI разряда (7 чиновников XII класса , только жалованье 360 руб. в год, без столовых) и нижние служащие. Почтальонов было 13 человек (10 человек с окладом менее 240 руб., и 3 человека – от 240 до 300 руб. в год).

Кроме городской, была и вторая почтово-телеграфная контора IV класса, которая находилась во Дворце, и специализировалась на обслуживании дворцового телеграфа: почтальонов в ней не числилось, но был механик высшего оклада (чиновник VIII класса с жалованьем 600 рублей и столовыми – 300 рублей в год). Класс у этой конторы был ниже, соответственно и штат (12 чел.) и оклады были ниже. Штемпеля обеих гатчинских контор не имели существенных отличий. Но в 1911 г. при переходе на очередной новый почтовый штемпель на непродолжительное время при гашении марок использовался телеграфный (возможно, даже случайно). Это привело к появлению на почтовой открытке одного из редких русских почтовых штемпелей:

“Гатчино.Дворец.Телеграф”. На рис. 18 показан календарный штемпель дворцового телеграфа.

штемпель дворцового телеграфа С началом I мировой войны в России прошла всеобщая мобилизация и были развёрнуты все запасные части. В частности, из жителей города Гатчины и окрестностей формировался 270-ый гатчинский пехотный полк. Военнослужащие имели право на бесплатную переписку, вместо марки ставилась печать воинского подразделения или обезличенно – «из действующей армии»

 

военный штемпель

военный штемпель

Военные штемпеля

Ещё одна особенность Гатчины рубежа XIX-XX вв.– наличие двух железнодорожных направлений. Естественно, что с появлением железных дорог почтовое ведомство использовало появившуюся возможность для перевозки корреспонденции. В 1857г. был введён новый Почтовый устав. По нему железные дороги обязывались бесплатно перевозить почту в каждом пассажирском поезде. В 1869г. было образовано Управление перевозки почт по железным дорогам. Соответственно, появились и железнодорожные почтовые штемпеля. Через Гатчину в разное время проходили следующие поезда:
 

штемпель поезда № 3-4

штемпель поезда № 3-4

штемпель поезда № 3-4

штемпель отделения почтового вагона поезда № 6 Санкт-Петербург - Вержболово (1910, 1914)

штемпеля поезда № 3-4 Санкт-Петербург – Вержболово
(1872,1884), Кибарты (1881), Варшава (1903)

штемпель отделения
почтового вагона поезда
№ 6 Санкт-Петербург -
Вержболово (1910, 1914)


№ 3–4: Санкт-Петербург – Вержболово (1872,1884), Кибарты (1881), Варшава (1903); рис. 21,22, 23: штемпеля поезда № 3-4.
№ 5–6 Санкт-Петербург - Вержболово (1910, 1914);
 

штемпель поезда № 39-40

штемпель поезда № 39-40

штемпель поезда № 39-40

Штемпеля поезда № 39-40

№ 39-40 Гатчина – Балтийский Порт (1872), Санкт-Петербург – Ревель (1881), Гапсаль (1906, 1917), Рига (1913);

Хотя на Варшавском и Балтийском вокзалах в Гатчине не было почтовых отделений, тем не менее, были установлены почтовые ящики. Служащие почтовых вагонов проходящих поездов забирали почту и обрабатывали по пути следования. Доказательством, что письмо было отправлено из Гатчины, может служить текст или, если это открытка, вид города или парка. И, наконец, очень интересны почтовые штемпеля, применявшиеся в пригородных поездах Санкт-Петербурга, в том числе на балтийской железной дороге: СПБ – Гатчина. В начале XX века в этом направлении курсировало 11 пригородных поездов в день и три из них перевозили почтовую корреспонденцию и имели специальные штемпеля гашения.


штемпель пригородного поезда № 1 Санкт-Петербург – Гатчина

штемпель пригородного поезда № 1 Санкт-Петербург – Гатчина

штемпель пригородного поезда № 2 Санкт-Петербург – Гатчина

Штемпеля пригородных поездов
№ 1 и № 2 Санкт-Петербург – Гатчина



Источник: http://Я.Б. Януш Интернет-журнал "Гатчина сквозь столетия"
Категория: История русской почты | Добавил: maridena (2009-10-15)
Просмотров: 2475 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 shkafy.com  
0
Очень хочу преобрести http://shkafy.com/шкаф купе на заказ посоветуйте что нибудь, выбор сейчас стал разнообразный не понимаю ничего

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Copyright Salesoft© 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz