StampKeeper
Вторник, 2024-04-23, 1:56 PM
| RSS
Главная Статьи
Меню сайта
Категории раздела
Начинающим филателистам [17]
Начинающим филателистам
Филaтелия как искусство [14]
Филaтелия как искусство
Филателия и бизнес [15]
Филателия и бизнес
История мировой почты [22]
Здесь находятся статьи, посвященные мировой почте, ее развитию и важным историческим вехам в развитии почтового и марочного дела
История русской почты [21]
Все про русскую почту, про ее развитие, важнейшие события от первой русской марки до наших дней
Филателия в лицах [21]
Аферы и фальсификации [10]
Знаменитые марки [24]
Общее [20]
Наш опрос
Ваш любимый каталог марок
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История русской почты

Революционные марки.
Начнем с каталогов под редакцией Ф.Г.Чучина. "Чучин". "Под редакцией Чучина". Эти слова в среде филателистов как пароль,как гарантия абсолютной достоверности. Каталоги Чучина,давно уже ставшие библиографической редкостью,хранят на своих страницах подробные сведения о первых 
советских почтовых марках. Ценность этих сведений в том,что они получены из первых рук и не успели трансформироваться под влиянием спроса и времени. 
  Что же говорят каталоги Чучина о первых советских марках?
  Открываем "Каталог почтовых марок бывшей Российской империи. РСФСР и СССР. 1923 г.,Часть II. Каталог почтовых марок РСФСР.1917-1923 гг".
  "1917 г.Издание Керенского с изображением руки с мечом,разрубающим цепь...
  Означенные марки были изготовлены Временным правительством Керенского,но выпущены в продажу только после октября 1917 г. Печатались и продавались по 100 шт.в листе.
  Тираж установить до сих пор не удалось..."
  То же находим и в каталоге Чучина 1924 г.
  Советские каталоги 1948 и 1958 гг.первыми советскими марками категорично называют почтовые миниатюры 1921 г.
  Разгадка скрывалась в сложных переплетениях событий 1917 г.
  Февральская буржуазная революция 1917 г.привела к власти Временное правительство.Народ рассчитывал,что в его жизни произойдут коренные изменения. Ждали реформ. Но деятели Временного правительства дальше разговоров не шли-все реформы ограничивались заменой внешних атрибутов.
Например,был изменен государственный герб,но это был все тот же двуглавый российский орел,хотя и без короны,скипетра и державы.
  Вскоре после февральской революции Временное правительство объявило конкурс на новые знаки почтовой оплаты,которые предполагалось выпустить взамен царских. В июне 1917 г.были подготовлены проекты. Журнал "Филателия",издававшийся фирмой Э.Эйхенталя,в июньском номере сообщал,
что в Министерстве почт и телеграфов жюри,состоящее из художников А.Бенуа и С.Яремича,рассмотрело и одобрило ряд образцов новых марок,представленных художниками П.Билибиным,Р.Зарриньшем,Г.Нарбутом и С.Чехониным. Выбор остановился на пяти образцах,выпуск которых предполагается 
вскоре,а именно:русский витязь со щитом,витязь с мечом,орел,меч,разрубающий цепь(рабства),ангел,вдохновляющий на ратные подвиги.
  Но проекты марок,подготовленные для Временного правительства,так и не дождались подписи министра. 
  25 октября 1917 г.радиостанция крейсера "Аврора" передала воззвание В.И.Ленина "К гражданам России!" о низложении Временного правительства и переходе государственной власти в руки Военно-революционного комитета,стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.
  На II Всероссийском съезде Советов,образовавшем первое Советское правительство-Совет народных комиссаров,народным комиссаром по Министерству почт и телеграфов был назначен большевик Николай Павлович Авилов-Глебов. Несколько позднее образована коллегия.
  Хозяйство связи,полученное в наследство Октябрьской революцией,находилось в тяжелом состоянии. Трудности усугублялись тем,что чиновники Министерства отказались признать Советскую власть и 27 октября объявили забастовку. Нужно было принимать срочные и решительные меры. 
Для пресечения саботажа большевики направили в Министерство отряд революционных моряков. Нарком Н.П.Авилов издает приказ об увольнении всех служащих,отказавшихся признать Советскую власть. В Министерстве почт и телеграфов остается всего 88 человек. Они и начинают работу по 
налаживанию связи в молодой Советской Республике.
  Среди первоочередных задач,которые пришлось решать коллегии Министерства,стояла проблема выпуска в обращение новых знаков почтовой оплаты и упорядочения тарифов за доставку корреспонденции.
  Это была нелегкая задача. В стране продолжали действовать тарифы,введенные правительством Керенского 15 августа 1917 г. Для франкировки корреспонденции применялись почтовые марки дореволюционной России:стандартные,юбилейные,почтово-благотворительные. Но марок не хватало. 
Ими,кроме писем и открыток,в то время оплачивалась пересылка всех видов почтовых отправлений:бандеролей,денежных переводов,посылок. Марками оплачивались и многочисленные услуги:упаковка посылок,доставка корреспонденции,прием заявлений об изменении адреса,розыске,возврате корреспонденции,выдыча справок.
  Огромный расход знаков почтовой оплаты требовал их регулярного пополнения.
  Нужно было организовать печатание советских знаков почтовой оплаты. В Центральном музее связи им.А.С.Попова хранится документ об утверждении проекта первой почтовой марки.
  На небольшом листке бумаги-пробные оттиски почтовой марки "рука с мечом" пяти номиналов:7 коп.-коричневая,10 коп.-синяя,14 коп.-зеленая,15 коп.-светло-коричневая,20 коп.-оливковая.Рисунок всех эссе одинаковый,за исключением орнаментов в верхних углах рамок,имеющих небольшие отличия.
  Как появились эти эссе,когда были изготовлены,точно не установлено. Можно лишь предполагать,что пробные оттиски были сделаны ещё до Октябрьской революции и что именно они ждали "подписи министра". Такое предположение подтверждается номиналами пробных оттисков,которые отвечают наиболее 
распространенным почтовым тарифам царской почты,претерпевшим изменения 15 августа 1917 г.
  Большинство из тарифов ко времени утверждения пробных оттисков уже не действовало,поэтому четыре из пяти были зачеркнуты Народным комиссаром и утвержден лишь один-15 коп. Такова была такса за пересылку и доставку иногородних писем.
  Несколько слов о времени утверждения проекта. К сожалению,подпись Народного комиссара не датирована. Время утверждения можно установить лишь окольным путем. По-видимому,это произошло не позднее первой половины декабря 1917 г.,так как 17 декабря Н.П.Авилов-Глебов был переведен 
на работу в армию.
  Безусловный интерес вызывает деталь на рисунках марок. В нижней части изображения между овалом и надписью "коп" есть едва различимые буквы "Р" и "З".Это своеобразный фирменный знак художника Рихарда Зарриньша.
  Сегодня даже не все филателисты знают об этом большом мастере графики малых форм. А он заслуживает известности.
  Родился Рихард Зарриньш 27 июня 1869 г.в Латвии. Детство будущего художника прошло на берегах Гауйи. Склонность к рисованию впервые обнаружилась,когда Рихард учился в среденй школе Двинска (ныне Даугавпилс). Это определило выбор дальнейшего пути. В 1888 г.он становится студентом 
школы технического рисования в Петербурге. В 1895 г. он заканчивает учебу и,как один из лучших,направляется в заграничную командировку. В течение четырех лет молодой Зарриньш изучает секреты декоративно-прикладного искусства в Берлине,Мюнхене,Вене,Париже. В 1899 г. он возвращается на родину 
и поступает рисовальщиком в Экспидицию заготовления государственных бумаг. Спустя год он становится техническим и художественным директором ЭЗГБ и остается на этой должности вплоть до 1919 г.
  Впоследствии Зарриньша пригалашают в Ригу возглавить латвийскую Экспедицию заготовления государственных бумаг. Вскоре он становится профессором и руководителем Латвийской Академии художеств.
  Умер Рихард Зарриньш в 1939 г. и похоронен на Лесном кладбище в Риге.
  Художественное наследие Зарриньша велико и разнообразно. Он считался одним из лучших в Латвии мастеров офорта,литографии и прикладной графики. Его работы хранятся в Музее изобразительного искусства Риги и других картинных галереях.
  Р.Зарриньш был великолепным мастером книжного знака и его считают основоположником латышского экслибриса. "Пробой пера" считается книжный знак,выполенный молодым художником в 1897 г. для будущей жены Евы. Всего он создал около 75 экслибрисов.
  Работая в ЭЗГБ,Зарриньш принимал участие и в создании денежных знаков России. 
  Однако в ниабольшей степени талант Зарриньша проявился в почтовых миниатюрах. Он принимал участие в выпуске почти всех почтовых марок России 1900-1917 гг. Известность мастера графики малых форм принесли ему миниатюры юбилейной серии 1913 г.
  Ещё больший вклад в развитие графики малых форм сделал художник,находясь на посту директора латвийской Экспедиции заготовления государственных бумаг. Большинство марок Латвии 1919-1939 гг.выпущены по рисункам Р.Зарриньша. Каждая из них-образец высокого профессионального мастерства.
  Творческое наследие Р.Зарриньша достойно глубокого изучения,а имя его заслуживает более широкой известности.


Источник: http://О.Н.Бухаров "Марки из старого альбома"
Категория: История русской почты | Добавил: marishulka (2009-06-14)
Просмотров: 1626 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Copyright Salesoft© 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz