StampKeeper
Суббота, 2024-05-04, 7:33 PM
| RSS
Главная Статьи
Меню сайта
Категории раздела
Начинающим филателистам [17]
Начинающим филателистам
Филaтелия как искусство [14]
Филaтелия как искусство
Филателия и бизнес [15]
Филателия и бизнес
История мировой почты [22]
Здесь находятся статьи, посвященные мировой почте, ее развитию и важным историческим вехам в развитии почтового и марочного дела
История русской почты [21]
Все про русскую почту, про ее развитие, важнейшие события от первой русской марки до наших дней
Филателия в лицах [21]
Аферы и фальсификации [10]
Знаменитые марки [24]
Общее [20]
Наш опрос
Ваш любимый каталог марок
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История русской почты

ЯМСКАЯ ГОНЬБА И ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕГУЛЯРНАЯ ПОЧТА
В 1665 г. царь Алексей Михайлович (1645 — 1675) распорядился организовать первую регулярно действующую почту для связи с зарубежными странами. В следующем году была основана почтовая линия на Ригу (Лифляндия), установлена почтовая связь с Кур­ляндией и Швецией. Регулярную почту организовал голландец Ван Сведен (Ян фан Свиден, Иван фон Сведен), а в 1668 г. она была передана Леонтию Марселиусу (Марселису). После его смерти в 1670 г. почтой ведает брат Леонтия Петр, а затем отец, тоже Петр Марселиус, с 1675 г. — первый русский почтмейстер Андрей Андреевич Виниус, а с 1693 г. — его сын Матвей Андреевич. Однако подлинным организатором и руководителем постоянно действующей государственной почты в России и ее международных линий был один из выдающихся прогрессивных деятелей второй половины XVII в., глава Посольского приказа боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 — 1630), "царской большой печати и государственных великих посольских дел оберегатель", т. е., как называл его историк В. О. Ключевский, государственный концлер. А. Л. Ордин-Нащокин основал в 1669 г. и вторую важную международную линию, так называемую Виленскую (или Смоленскую), которая связала Москву с Польшей через Можайск, Вязьму, Смоленск, Могилев, Минск на Вильну, где тогда находилась резиденция польского короля. Оттуда при необходимости почту доставляли в Кенигсберг и передавали почте Турн-и-Такси-сов. В заключенном Ордин-Нащокиным Андрусовском перемирии (1667) России с Речью Посполитой в пункте об организации этой линии впервые в России официально употребляется слово "почта".

Ямской гоньбой из Рижской и Виленской линиям ведал не Ямской, а Посольский приказ.

По распоряжению А. Л. Ордин-Нащокина ямщиков одели в "зипуны с признаком" -форменные кафтаны зеленого сукна с нашитыми на груди красными суконными двуглавым орлом и почтовым рожком. Ямщиков вскоре начали звать почтарями. На ремне они носили медный почтовый рожок, несколько позднее почтарям выдали медные нагрудные знаки.

Почта продолжая обслуживать государственные нужды, получает право принимать за плату письма (грамотки) и от частных лиц. Постепенно совершенствовалась работа почты на старых линиях, открывались новые. В 1693 г. начала работать Архангелогородская почта, связавшая Москву с Архангельском, а в 1698 г. — Сибирская, установившая связь между Москвой и Тобольском, откуда почта отправлялась в Нерчинск и Якутск.

Ямская гоньба пришла на смену повозу в ряде русских княжеств еще в XIII в. Татарские баскаки на месте прежних станов создали свои почтовые станции, называвшиеся "дзям" (дорога). Отсюда, вероятно, и пошло "ям, ямская гоньба". Среди ученых нет единого мнения о происхождении этих слов, но многие обращают внимание на то, что термин "ямщик" сходен по звучанию с тюркским "ямчи" (почтовый смотритель), а еще больше с персидским "ямджик" (гонец).

Русский повоз разделился на три подати: подводную, ям и корм. Официальных лиц и гонцов стали возить ямщики (ямские охотники — выбранные добровольцы). Тяглые крестьяне были обязаны доставлять только грузы (эта повинность называлась подводной, или просто подводой). Население, кроме того, обязывалось снабжать проезжающих продуктами, а лошадей фуражом. Получая ханские ярлыки на княжение, русские князья, а затем великие князья Московские строго следили за исправностью ямской гоньбы. Для укрепления своей власти они нуждались в государственной системе транспортных перевозок и службе гонцов. По существу, и в этом Московское государство предвосхитило государственную почтовую службу в Западной Европе.

Дороги, которые вели от Москвы к окраинам, назывались ямскими. Через каждые 20 - 30 верст находились ямские дворы (ямы) — станции, где сменяли и кормили лошадей, от­дыхали и ели путники.

Сначала ямской гоньбой ведали казначеи великого князя через ямских дьяков. С середины XVI в. ею ведает Ямская изба, а в 70-х годах XVI в. учреждается отдельный Ямской приказ в Кремле. В его обязанности входила организация ямских слобод и ямов, руководство их работой, "выколачивание" с тяглового населения ямских денег. О значении, которое придавалось деятельности Ямского приказа, свидетельствует хотя бы то, что во главе его стояли многие выдающиеся государственные деятели своего времени: А. В. Хилков, Ф. В. Волынский, И. А. Хованский, К. Ф. Нарышкин. В 1618 -Г619 и 1625 — 1628 гг. главой приказа (судьей) был знаменитый военачальник князь Д. М. Пожарский.


Источник: http://filatelist.ru/russianhistory/2007/06/11/russianhistory_3691.html
Категория: История русской почты | Добавил: marishulka (2009-06-12)
Просмотров: 2083 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Copyright Salesoft© 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz