StampKeeper
Суббота, 2024-05-04, 11:44 PM
| RSS
Главная Статьи
Меню сайта
Категории раздела
Начинающим филателистам [17]
Начинающим филателистам
Филaтелия как искусство [14]
Филaтелия как искусство
Филателия и бизнес [15]
Филателия и бизнес
История мировой почты [22]
Здесь находятся статьи, посвященные мировой почте, ее развитию и важным историческим вехам в развитии почтового и марочного дела
История русской почты [21]
Все про русскую почту, про ее развитие, важнейшие события от первой русской марки до наших дней
Филателия в лицах [21]
Аферы и фальсификации [10]
Знаменитые марки [24]
Общее [20]
Наш опрос
Материалы о чем Вы бы хотели чаще видеть на сайте?
Всего ответов: 238
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История мировой почты

ПОЧТОВЫЕ СЛУЖБЫ ДРЕВНЕГО МИРА
Почта в стране пирамид. Известно, что уже при фараонах IV династии (2900 - 2700 гг. до н. э.) в Египте существовала почта с пешими (скороходами) и конными гонцами, курсировавшими по военным дорогам в Ливию, Абиссинию, Аравию. Местное население обязывалось предоставлять гонцам постой. Фараоны в виде особых привилегий освобождали отдельные города от этой повинности. Сведения об этом находят в древних папирусах. Например, фараон Пиопи (Лепи) II из VI династии, правившей Древним Царством в 2500 - 2400 гг. до н. э., даровал льготы городам Копту и Дашуру: "Повелено моим величеством, чтобы ради царя Снофру был освобожден этот город от работ всякого рода и повинностей, возложенных в пользу царского дома и двора, . .. чтобы все арендаторы этого города были свободны от постоя курьеров, идущих по воде или суше, вверх или вниз, на вечные времена... "

Служба царских гонцов была тяжелой и опасной. По обычаям того времени гонца, принесшего плохую весть, разгневанный вла­стелин мог казнить. Рассказ об опасностях и невзгодах такой службы сохранился в дневнике ученого, относящемся ко временам XII династии (2000 - 1788 гг. до н. э.): "Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он имущество свое детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, как скоро должен снова собираться в путь". Автор завещает своему сыну: "Становись кем хочешь, но не гонцом".

Письма чаще всего писали на папирусе, свертывали в трубку, обвязывали бечевкой и запечатывали глиняной печатью.


Египетские феллахи в Тель-эль-Амарне, где в древности находился Ахета-тон - столица египетского царя Аменхотепа IV (Эхнатона) (1419 - 1400 до н. э.), нашли в 1887 г. его архив иностранных дел. Несколько сот глиняных табличек, написанных вавилонской кли­нописью, составляли переписку фараона с царями вавилонского, хеттского, митаннийского и ассирийского государств, а также донесения египетскому царю от подчиненных ему князей сирийских и финикийских городов.

Через 20 лет, в 1906 г., недалеко от Анкары, близ деревни Богазкей экспедиция профессора Г. Винклера раскопала хеттскую столицу Хаттусас и нашла другой огромный архив (около 15 тыс. глиняных табличек). Среди различных документов здесь хранилось и много писем на хеттском, аккадском и других языках. Письма относились главным образом в XIV— XIII вв. до н. э.

Среди них было найдено знаменитое письмо вдовы рано умершего фараона Тутанхамона к царю хеттов Суппилулиуму. "Мой муж умер, сына у меня нет, - писала она. -А у тебя, говорят, много сыновей. Если ты дашь мне одного из них, будет он мне мужем. Что же мне, раба, что ли, своего брать в мужья и почитать его?".

На дорогах огромного царства Ахаменидов. Наиболее совершенную для своего времени систему почтовой связи начал создавать персидский царь Кир II Великий (? -530дон.э.); наивысшего уровня она достигла при Дарие I (522 - 486 до и. э.). Чтобы прочнее удерживать в подчинении многочисленные народы на громадной территории, нужно было иметь мощную и развитую сеть дорог. Персидские дороги не только имели много общего с ассирийскими военными дорогами, но превосходили их, они могут быть названы предшественниками римских дорог. Одна из главных дорог—царская— шла от Сард на эгейском побережье Малой Азии через Армению и Ассирию к югу Двуречья на Сузы. От нее ответвлялись две другие дороги: одна к Тиру и Сидону, другая к границам Бактрии и Индии. Было много и других дорог.

Греческие историки Геродот (484 -425 до н. э.) и Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) восторгались состоянием дорог и четкостью организации курьерской службы. Геродот, путешествовавший в середине V в. до н. э. по персидскому государству, отмечал, что дороги дали ему возможность детально познакомиться со страной. На всем протяжении царской дороги имелись царские го­стиницы с прекрасными жилыми покоями. В различных пунктах стояли войска, обеспечивавшие безопасность движения почты, путешественников, купцов с товарами. Чтобы покрыть путь от Сард до Суз (около 2300 километров) , пашему путешественнику, по словам Геродота, требовалось около 90 дней.

Царская почта доставлялась значительно быстрее. Расстояние в 20 километров между станциями-гостиницами разбивалось на парасанги (пять километров), в конце которых располагались пикеты курьеров, всегда готовых в путь. Почта передавалась по принципу эстафеты: всадник, получив почту, мчал по весь опор к соседнему пикету, передавал пакет другому, мчавшемуся далее. Поэтому огромное расстояние из конца в конец царской дороги государственная почта преодолевала за шесть — восемь дней, пройдя 111 станций.

Эта почта у греков называлась "ангарейон", а гонцы "ангарой". "Персы так умело организовывали передачу вестей, — пишет Ге­родот, — что никто в мире не может превзойти их гонцов. . . Ни снег, ни дождь, ни жара, ни темень не задержат посланцев царя Дария, не помешают им с самой большой скоростью промчать выделенный им отрезок пути. . . Ничто на свете не исполняется так быстро, как приказы, доставляемые его курьерами. . ." Геродоту вторит Ксенофонт, который пишет о гонцах Кира Младшего (? — 401 до н. э.): "Никто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журавли едва поспевают за ними".

Персы впервые ввели и регулярно действующую почтовую связь, которую теперь принято называть военно-полевой почтой. За армией, совершавшей завоевательный поход, двигалась специальная служба, поддерживавшая почтовую связь со столицей государства. Есть сведения, что особо важные и срочные военные известия и приказы передавались от пикета к пикету огневыми сигналами.

Под небом Эллады. Особенности политической жизни древней Греции обусловили своеобразие ее почтовых связей. Многочисленные мелкие государства, города-государства не поддерживали между собой регулярного почтового сообщения - они в нем попросту не нуждались. Если возникала потребность передать важное известие (например, военное), то использовали морские суда (для связи с островами и многочисленными колониями по берегам Средиземного и Черного морей) или гемеродромов - "дневных гонцов" (при необходимости они бежали и ночью). Для передачи известий на близкие расстояния использовали грамматофоров ("письмоносцев") . Служба тех и других считалась ответственной и почетной. Для нее отбирали выносливых и быстрых бегунов, нередко олимпиоников — победителей Олимпийских игр.

История сохранила сведения о Ласфене, гемеродроме из Фив, обгонявшем на длинных дистанциях быстроногих коней. Его друг Эфхид совершил подвиг, пожертвовав жизнью, подобно знаменитому марафонскому вестнику. Эфхид пробежал более 200 кило­метров, чтобы доставить священный огонь из Дельфийского храма, когда в храме на афинском Акрополе священный огонь погас по недосмотру жрицы. Эфхид бежал так быстро, что, возвратясь в Афины, скончался от переутомления. Другой известный гонец Филипп за 24 часа пробежал 225 километров, чтобы передать лакедемонянам просьбу афинян о военной помощи против вторгшихся персов.

В древнем Риме. На необозримых пространствах древнеримского государства и покоренных Римом стран, от Ближнего Востока до Британии, была создана разветвленная, действующая по четкому регламенту система связи. Почта существовала еще во времена республики, но упорядоченная Юлием Цезарем (100 — 44 до н. э.), была усовершенствована во времена правления Августа (27 до н. э. - 14 н. э.), а высшего расцвета достигла при императорах Нерве, Траяне, Адриане (96 — 138 н. э.). Отдельные маршруты с общей протяженностью около 100 000 километров были постепенно объединены в единую систему. Почтовая служба получила название "курсус публикус" - общественная почта. Справедливости ради отметим, что это название не совсем соответствовало истине: почтой могли пользоваться лишь члены императорской семьи, патриции, чиновники, легионеры. Но со временем за определенную плату почта стала обслуживать и более широкие слои римских свободных граждан. На расстоянии одного дня пути располагались главные почтовые станции -мансио, где можно было сменить повозку, возничего, поесть и переночевать. Между двумя мансио находилось обычно шесть - восемь промежуточных станций - мутацио, где при необходимости меняли лошадей. Почту доставляли и пешие послы (курсориус), и конные гонцы (вередарии). Кроме писем перевозились пассажиры и грузы. Для этого использовались повозки строго определенных типов (рис. 14, а) — от легких двухколесных, запряженных лошадьми, до тяжелых четырехколесных, в которые запрягалось 8-10 лошадей, мулов, ослов или волов. Все было расписано до мельчайших подробностей: и виды отправлений, и грузоподъемность повозок, и категории пассажиров, и служащих, их содержание и т. д.

Этой системе связи мы обязаны и появлением слова "почта". Особых названий станции не имели. Если нужно было указать станцию, то писали или говорили: "станция, находящаяся в пункте N" или "промежуточная станция, находящаяся в пункте NN". От слова "позита" - "находящаяся" - возникло со временем слово "почта", которое в XIII в. вошло в большинство европейских языков. Многие исследователи считают, что слово "почта" в средневековой Европе впервые употреблено на итальянском языке ("poeste")B 1298 г. в известной книге Марко Поло "Путешествие".



Источник: http://filatelist.ru/worldhistory/2007/06/11/worldhistory_3682.html
Категория: История мировой почты | Добавил: marishulka (2009-06-12)
Просмотров: 1494 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Copyright Salesoft© 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz