StampKeeper
Пятница, 2017-09-22, 7:56 PM
| RSS
Главная Каталог файлов
Меню сайта
Категории раздела
Книги [15]
Изображения марок [4]
Наш опрос
Материалы о чем Вы бы хотели чаще видеть на сайте?
Всего ответов: 233
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Общее » Книги

Почтовые марки в музее сохранение представление и продвижение Юбилей первой русской почтовой марки
[ Скачать с сервера (108.8Kb) · Скачать удаленно () ] 2009-09-06, 7:36 PM
Почтовые марки в музее сохранение представление и продвижение Юбилей первой русской почтовой марки
Л.Н.Бакаютова,
директор Центрального музея связи имени А.С.Попова
Тезисы выступления на заседании Международного комитета ИКОМ научно-технических музеев (CIMUSET)
В 2007 году в России отмечается 150-летний юбилей выхода в обращение первой русской почтовой марки. Министерство
информационных технологий, Федеральное Агентство Связи, ФГУП «Почта России», ИТЦ «Марка», Центральный музей связи имени А.С.Попова и Правительство Санкт-Петербурга готовят праздничные мероприятия, посвящённые этому событию, которые пройдут в Санкт-Петербурге с 19 по 25 июня 2007 года.
Краткая история создания первой русской марки
  Первая почтовая марка была издана в Великобритании в 1840 году и положила начало деятельности по созданию почтовых марок в других странах. В 1851 году главноначальствующий над Почтовым департаментом Российской Империи генерал Владимир Адлерберг командировал чиновника департамента Алексея Чаруковского за границу для изучения почтового дела.
 
Много нового и интересного увидел Алексей Прохорович в этой командировке. В Англии он побывал в типографии фирмы «Перкинс, Бекон и Питч», где печатались почтовые марки Великобритании, и внимательнейшим образом ознакомился со всем производственным процессом. Чаруковский посетил типографию г. Мюнхена, в которой в 1849 года была напечатана первая в Германии почтовая марка, получившая впоследствии название «Чёрная единица». Побывал он и в типографии г.Лейпцига, где печатали в то время обычную почтовую марку, названную впоследствии «саксонской тройкой». Познакомился Чаруковский и с почтовыми правилами Пруссии «О введении почтовых марок и порядке их использования». Во Франции он внимательно наблюдал за работой персонала почтовых вагонов. Таким образом, в Лондоне, Мюнхене и Лейпциге, А.П.Чаруковский знакомился с технологией производства почтовых марок в то время, когда в типографиях печатали массовыми тиражами обычные почтовые марки: красный «Черный пенни», «Черную единицу», «Саксонскую тройку», ставшие впоследствии просто
легендарными.
 
  Возвратившись в Санкт-Петербург с большим багажом знаний, впечатлений и фактов по изготовлению почтовых марок Чаруковский пишет записку «О введении штемпельных марок в России». Однако начавшаяся в 1853 году Крымская война надолго отложила рассмотрение его предложений. Только в конце 1855 года ему предложили возобновить
работу над проектом почтовой марки.

  Несколько проектов дизайна первой русской марки подготовили специалисты Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ). Выбран был вариант старшего гравера Франца Кеплера, который и стал первой почтовой маркой России.
  Оригиналы этих проектов представлены в коллекции Центрального музея связи имени А.С.Попова, а также в частных коллекциях, приобретённых из коллекции О.А.Фаберже, которая экспонировалась на филателистической выставке «Финляндия-88».

  Но не следует думать, что рождение почтовой марки России прошло гладко. Правительству потребовалось значительное время, пока были решены вопросы издания, принята форма, дизайн и цвет, определена типография для их печати. Только 10 декабря 1857 года был издан итоговый циркуляр Почтового департамента «О введении почтовых марок для всеобщего пользования», на основании которого почтовые марки вводились в действие с 1 января 1858 года в европейской части территории России, а на Кавказе, в Закавказье и Сибири с 1 марта 1858 года. В приложении к циркуляру были описаны правила продажи, хранения и использования марок. Таким образом, процесс выпуска почтовой марки России занял почти семь лет.

 Однако в России сработали те самые механизмы затруднения, которые предвидели специалисты Экспедиции: перфорационная машина, приобретённая в Вене, пришла с большим опозданием, и нуждалась в наладке. Поэтому первый выпуск почтовой марки России №1 номиналом 10 копеек вышел беззубцовым. Тираж его был довольно большим – 3 миллиона экземпляров. Тем не менее, в настоящее время беззубцовая почтовая марка №1 России встречается нечасто. В Государственной коллекции знаков почтовой оплаты РФ Центрального музея связи имени А.С.Попова хранится уникальная угловая негашеная пара марки №1 в идеальном состоянии, которая экспонировалась на выставке «Сто раритетов всемирной филателии» в Музее марок и монет Монако в 2000 году и вошла в известный каталог этой выставки.
Гос. коллекция РФ
После объединения Почтового и Телеграфного Департаментов в одно ведомство – Главное Управление Почт и Телеграфов в составе Министерства Внутренних дел, почтовые коллекции попали в Телеграфный Музей в Петербурге, где и был открыт почтовый отдел. 1884 год считается годом создания Государственной коллекции знаков почтовой оплаты России, которая сегодня насчитывает около 8 млн. единиц хранения. В настоящее время Государственная коллекция знаков почтовой оплаты
Российской Федерации формируется Федеральным агентством связи Министерства информационных технологий и связи, которое также отвечает за их издание и распространение. Хранителем Государственной коллекции знаков почтовой оплаты в соответствии с Положением о Федеральном агентстве связи является Центральный музей связи имени А.С.Попова.
Музей
  После завершения Международной Московской Политехнической выставки 1872 года были приняты основополагающие решения о создании нескольких музеев, в т.ч. Политехнического в Москве и Телеграфного в Санкт-Петербурге.
  Основателем Телеграфного музея в Санкт-Петербурге стал Карл Карлович Людерс, доктор экономических наук, Тайный советник, директор Русских Телеграфов, почётный член Президиума Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, возглавлявший Телеграфный Департамент России с 1866 по 1882 гг.. В своём письме от 11 сентября 1872 года Николаю Павловичу Мансурову, директору Департамента Общих Дел Министерства Внутренних дел России, он впервые высказал и обосновал мысль об учреждении в Санкт-Петербурге Телеграфного музея: «.... для ознакомления телеграфных чинов, а также лиц, интересующихся телеграфным делом, со всеми в этом деле нововведениями и усовершенствованиями…». Первым директором музея стал Николай Евстафьевич Славинский. Телеграфный музей открылся для посетителей в 1877 году. С этого времени последовательно формируются другие фонды: почтовый в 1884 году, телефонный, радио и т.д.. Поменяв несколько адресов в Петербурге и Москве, в 1924 году Музей переехал в бывший дворец светлейшего князя канцлера Российской Империи А.А. Безбородко, в котором на протяжении почти ста лет до этого размещалось Министерство Почт и Телеграфов. На базе Телеграфного музея был создан Музей народной связи, а затем и Центральный музей связи. В мае 1945 года в честь 50-летия изобретения радио, музею было присвоено имя изобретателя радио Александра Степановича Попова. 11 сентября 2007
года исполнится 135 лет со дня основания Центрального музея связи и 130 лет со дня открытия первой экспозиции Телеграфного музея.

Возрождение музея началось в 2000 году по инициативе Мининформсвязи. В декабре 2003 года Центральный музей связи имени А.С.Попова после тридцатилетнего перерыва вновь открыл свои двери для посетителей. Сегодня музей является уникальным местом сосредоточения раритетных образцов техники связи и последних достижений в области инфотелекоммуникаций, а также ценнейших филателистических материалов и артноваций художников-мэйлартистов. Собрание насчитывает около восьми миллионов единиц хранения.

Фондохранилище открытого доступа
Начиная с 2003 года, в режиме работы фондов открытого доступа существует «Сокровищница знаков почтовой оплаты России», где представлено около 1300 исторических памятников на бумажной основе. Ознакомление с уникальными материалами осуществляется по предварительным заявкам небольших групп посетителей, в первую очередь, специалистов и исследователей. Специализированное оборудование, изготовленное в Германии, позволяет обеспечить требуемый режим хранения коллекции, увеличить экспозиционную площадь и представляет собой один из лучших образцов мирового технического уровня экспозиционно-хранительского оборудования.

Посещение «Сокровищницы» - это событие неординарное для каждого посетителя музея, сравнимое по эмоциональному состоянию с визитом в «Золотые кладовые» Государственного Эрмитажа. Экскурсии предоставляют квалифицированные специалисты отдела знаков почтовой оплаты музея по темам, касающимся почтового хождения писем в России; истории создания первой почтовой марки России; раритетов российской почты; знаков почтовой оплаты России; неизданных почтовых марок России; земской почты; благотворительных писем с объявлениями ведомства императрицы Марии Фёдоровны; создания юбилейной серии почтовых марок к 300-летию Дома Романовых; истории маркированной продукции Российской империи; создания почтовых марок Советской России. В экспозиции представлены оригинальные рисунки, изданные и неизданные проекты почтовых марок, выполненные самыми известными русскими художниками начала двадцатого века.

Например, в Сокровищнице представлена юбилейная серия почтовых марок России, изданная в 1913 году и посвященной 300-летнему юбилею Дома Романовых. Имена авторов этого выпуска очень много говорят российским читателям: Иван Билибин, Евгений Лансере и Рихард Зарриньш. Графические миниатюры Мстислава Добужинского и Георгия Нарбута, также как и Рихарда Зариньша, представлены в оригинальных рисунках неизданных марок на тему «Аллегория России». Первая мировая война, к сожалению, остановила выпуск этой патриотической серии марок, так искусно выполненных выдающимися художниками. В феврале 1917 года к власти в России пришло Временное правительство. К изданию почтовых марок этого периода рисунки готовили такие мастера графики, как Рихард Зарриньш и Сергей Чехонин. А оригинальный рисунок герба Временного правительства для использования на знаках почтовой оплаты создал Иван Билибин. И этот рисунок тоже представлен в Сокровищнице музея. Бурное время перемен, в т.ч. и почтовых тарифов, в Советской России показано в оригинальных рисунках – проектах почтовых марок таких мастеров графической миниатюры, как Евгений.Лансере, Гюнтер
Рейндорф, Николай Купреянов, Михаил Антонов, Натан Альтман.

Мероприятия по празднованию
  В общегосударственном масштабе мероприятия по празднованию юбилея почтовой марки включают:
* Международный форум «Почтовая тройка-2007», который представляет собой выставку современного оборудования почтовой связи и новых технологий, и конференцию, посвящённую всемирному развитию почтовой связи, в которой принимают участие представители стран – членов Всемирного почтового союза. Основная площадка- Центральный музей связи.
* Международная выставка «Санкт-Петербург-2007», проводимая Федерацией Всемирной Филателии. Основная площадка – Центральный выставочный зал.

  В рамках указанных событий Центральный музей связи организует собственную программу мероприятий для гостей юбилейных программ:
• Торжественное открытие обновлённой экспозиции по истории
почтовой связи с показом генеральной коллекции почтовых
марок.
• Экскурсии в фондохранилище открытого доступа.
• Ретроспективная выставка мэйларта.
• Мастер-класс по мэйларту с участием детской изостудии Эрмитажа
• Круглый стол, посвящённый юбилейному событию – 150-летию первой почтовой марки России
• Круглый стол по вопросам хранения памятников на бумажной основе «Технология музейного хранения и представления
знаков почтовой оплаты» на примере нашего музея. Для музейных работников.
Категория: Книги | Добавил: marishulka
Просмотров: 2072 | Загрузок: 667 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Copyright Salesoft© 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz